МОИМ ПЕРВЫМ ФОТОАППАРАТОМ БЫЛ... КАРАНДАШ. СПУСТЯ ПОЧТИ 30 лет, я все еще пытаюсь, ТОЛЬКО теперь светом, нарисовать свое отношение к каждому человеку. Согласитесь, Это стимул для позитивного взгляда на жизнь 

Выставки

• Центральный выставочный зал «МАНЕЖ» (Москва)

•  «Винзавод» (Москва)
•  «Манеж» (Санкт-Петербург)
•  «ЦСИ» (Великий Новгород)
•  Русский музей. 3 фотобиеннале 
современной фотографии

(Санкт-Петербург). Фотоработы, вошедшие в номинацию «портрет» включены в коллекцию фотонаследия "Русского музея"

•  «Есенин-центр» (Москва)

•  Совет Федерации Федерального Собрания РФ (Москва)

•  Галерея классической фотографий (Москва)

• Музей изобразительных искусств (Новгород)

Награды

• Финалист конкурса компании Canon. 2 место. Санкт-Петербург - 2006

• Победитель всероссийского конкурса ЛУЧШЕЕ В РОССИИ - 2014

(лучшие фотографии России) специальная тема «Стиль»

Абсолютный победитель премия фрилансеров ЗОЛОТОЕ КОПЬЁ 2018 в номинации «ФОТОГРАФ ГОДА»

• Проект "МАМЫ" победитель конкурса Общественной палаты РФ "Мой проект - моей стране" в области гражданской активности

• Финалист МОНОВИДЕНИЯ ФОТОГРАФИЯ AWARDS 2019 (категория портрет)

​• Фотоконкурс АРГУС 2022 - 2 место в номинации "Храм искусств. Служители искусств. Поклонники"

 

     Коллекция портретов Марка Назарова балансирует на стыке двух традиций. Известность в фотографиях он приобрел внимательным наблюдением в своих моделях. Подобно портретистам прошлого, он вчитывается в проявления в глазах, в мимических морщинах и отметинах времени и способности зрительства пройти путь медленного знакомства с укрупненными фотографией неповторимыми судьбами, отпечатавшимися на лицах героев. 

     Кажется, что силуэты фигур на портретах Назарова очерчены высоким жестом каллиграфа, взявшего сухую и жесткую кисть, чтобы ломкими, кубистскими мазками выявить противостояние героев окружающему их фону. Противостояние – одна из черт подвижничества, вырывающегося за пределы обыденного. То же, уже графически, присутствует фотограф в своих композициях. Выставка превращается в собрание каллиграфических знаков, новый орнаментальный текст, составленный из силуэтов и перекрестья взглядов. В музыке и поэзии XXI века соединяются симпатии к полярным явлениям искусства прошлого от авангарда до классики; на сверхскорости охвата общественностью зрителем они, как в коллайдере, превращаются в новое целое – наш образ времени. Так в фотографиях Назарова сбилки узнаваемых приемов старой фотографии стала ловушкой, в которую попала эпоха нервов. Прерывистые ритмы, синкопы, как в городской музыке – от джаза до хип-хопа – визуальные рифмы накладываются друг на друга, путаются, притворяются хаосом, из которого выныривают намеренно укрупненное, вывернутые фотографической оптической части попадания: глаз, рука, абрис носа, щеки. Шаржированность лишь на первый взгляд кажется несовместимой с идеей парадного портрета, особенно тех, кто является гордостью нации. Но, если вдуматься, противоречия нет: кто 

является гордостью наций. Но, если вдуматься, противоречия нет: кто является гордостью наций.

Но, если вдуматься, противоречия нет: имена великих, их иконические изображения превращаются в знаки Истории. Пропущенные через появление репродукции, от плаката до профиля на монетах, от силуэтов памятников на городских площадях до представлений актеров в театре и на экране, они увеличивают значительное портретное сходство, становясь набором определенных параметров. Образ сюжета, очищаясь от индивидуального, превращается в иконописный извод-текст, отталкиваясь от художника, которого будущее запечатлевают легендарные исторические образы. То, что фотография дает нам объективное обнаруженное изображение участка, есть не более, чем умозрительное допущение. Уже в XIX исследовали современники Шапиро, знакомые лично с его героями «Пантеона», пеняли фотографу за недостоверность изображений: «кожа лица со всеми нежными оттенками,        
     Композиции Назарова можно представить в помещениях наших городов портретами гигантских размеров на фасадах новой архитектуры. И тогда герои портретов обратятся уже не к отдельному зрителю, но предстанут перед «коллективным взглядом» граждан города и мира. Подобно крику во всю ночь , они уже никогда не теряются в шумном хоре современного vox populi. 

 

Ирина Ю. Чмырева, 
кандидат искусствоведения
НИИ Российской Академии художеств.

ВЫСТАВКИ, ПУБЛИКАЦИИ, БЕКСТЕЙДЖИ, ВСТРЕЧИ